ФОНОВЫЙ ЦВЕТ ГУППИ(Обзор)



Добавил: Зайцев А.А.

  От автора

   В данном обзоре проведена попытка обобщения материала относящегося к фоновому цвету гуппи,  изложенного на форуме сайта секции «Гуппи России» при РОО «Московский клуб аквариумистов и террариумистов», раздел «Селекция и генетика».
   Основная цель данного обзора показать внешний вид гуппи с разным фоновым цветом. Естественно хотелось бы как можно полнее осветить тему, но, как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Поэтому, естественно в ниже лежащем тексте использована не вся информация, имеющаяся на форуме сайте по данной теме, и показаны не все представленные там фотографии.
   Автор признателен и благодарен Сторожеву Владимиру Викторовичу за любезно предоставленные им к использованию информационные материалы, данные и фотографии, которые по существу и составляют сам обзор. При использовании материалов других авторов, обязательно даны ссылки. 

Введение 

   Во многих источниках (перечень их очень обширен и здесь не приводится) при упоминании о селекционной работе с гуппи приводится перечень их фоновых окрасок. Возможно последовательность расположения окрасок (во всех источниках она одинакова) несет какой-то смысл (есть предположения, что данный перечень расположен по степени доменантности), но возможно кто-то первый составил его в такой последовательности, а в последующем он просто переписывался. Вот эта последовательность:
 

Серая, Светлая, Золотая, Синяя, Альбиносы, Белая, Кремовая, Серебряная.

  
В «Правилах и критериях оценок гуппи» есть Приложение № 4, в котором приведена иная последовательность фоновых цветов и добавлено два новых окраса: 

Серый, Золотой, Светлый, Синий, Розовый, Альбинос, Белый, Серебряный, Кремовый, Лимонный. 

   Так как «Правила и критерии оценок гуппи» являются официальным документом, то в дальнейшем будем придерживаться последовательности фоновых цветов означенной в данном документе.
   Фоновый цвет определяют, как правило, по самкам, так как в большинстве случаев на них отсутствует покровная окраска, а при ее наличии, площадь, занимаемая данной окраской не велика. 

Примеры фоновых цветов гуппи

   Серый (доминантный). Серый цвет считается диким или природным. Самки диких гуппи имеют прозрачные, бесцветные плавники, а их корпус - серую с зеленоватым, синеватым или оливковым оттенком окраску. При скрещивании серых гуппи с любой другой фоновой окраской в первом поколении получаются потомки только серого цвета. Поэтому серый цвет считается доминирующим.
 
 
           Фото 1. Самка гуппи серого фонового цвета.

 
Фото 2. Серая фоновая окраса, с частично выраженной покровной окраской.

   Золотой (рецессивный). Число меланофоров и соответственно черного пигмента у золотых гуппи вдвое меньше, чем у серых. В отличие от светлых гуппи, у золотых чешуйки имеют темные края.
 
Фото 3. Самка гуппи золотого фонового цвета. 

   
   Светлый
(рецессивная). Согласно международному стандарту, для светлых гуппи характерно полное отсутствие в коже темного пигмента. При светлой фоновой окраске меланофоры (пигментные клетки, содержащие черный, серый или коричневый пигменты) - круглые, похожие на точки, тогда как у серых гуппи они напоминают звездочки или снежинки. На концах чешуйки не имеют темного края.
 
Фото 4. Самка гуппи светлого фонового цвета.


  
Синий (рецессивная). Отсутствуют желтые и красные пигменты. Но это не исключает появление желтоватого оттенка и отдельных красных пятен на плавниках.
 
Фото 5. Самка гуппи синего фонового цвета. Возможно, не полное доминирование серого фона над синим.

 
Фото 6. Гибрид серой и синей.


  
Розовый (рецессивный). Присущи светло-розовые и темные пигменты, в задней верхней части корпуса выражены продольными полосами.Существуют несколько вариантов розовых, определяемые степенью доминирования серого фона.
 
Фото 7. Розовый светлый.

 
Фото 8. Розовый серый.

 
Фото 9. Чистый розовый.

 
Фото 10.Самец гуппи с розовой фоновой. У самца хорошо заметно на спине (где нет покровной окраски) признак розовой основной окраски, чешуйки с чёрной каемкой.


  
Альбинос (рецессивная). Наиболее характерный признак - красные глаза. Согласно международным стандартам, пигментация совсем отсутствует. У альбиносов полностью подавлена способность синтезировать меланин.
   Альбиносов можно получить длительным близкородственным разведением.
   Существует 2 варианта альбиносов:

- полный альбинизм - красные глаза и отсутствие покровной окраски, у чистых альбиносов прозрачное тело, не имеющее покровной окраски, чуть с розоватым оттенком, что обусловлено кровеносными сосудами, проходящими по всему телу,

- не полный альбинизм - красные глаза и присутствие покровной окраски, в которой отсутствуют клетки меланина (чёрный цвет) - это всевозможные красные, голубые, желтые и т.д. альбиносы, а также возможные варианты двойного рецессива с настоящими альбиносами. Ген альбинизма ослабляет покровную окраску в более светлые тона (не бывает насыщенных синих, зелёных, желтых и т. д. альбиносов).
   Альбиносы – наиболее широко представленная на форуме форма фонового цвета.
   Существует несколько предположений, что собой представляет альбинизм. Кто-то говорит, что это мутация, кто-то, что это болезнь, кто-то считает, что это посланная природой чистая форма для проведения селекционной работы. Автор данного обзора не ставит цели разобраться, что такое на самом деле альбиносы, главное, что гуппи имеющие эту форму фонового цвета красивы и могут иметь различные варианты покровной окраски, которые по возможности представлены ниже.
 
Фото 11. Самка гуппи длинноплавничной формы – чистый альбинос.

 
Фото 12. Алые альбиносы.

 
Фото 13. Голубой альбинос.

 
Фото 14. Длинноплавничный перламутровожелтый альбинос (Перов К.А.).

 
Фото 15. Альбиносы (найдены в интернете Сергеем, г. Владивосток).


         Фото 16. Красный альбинос (Лихачев М.И.).

Фото 17. Перламутр желтый альбинос (Гончаренко Ю.О.).

   Белый (двойной рецессив). Получен путем скрещивания светлых и синих гуппи. Отсутствуют желтые и красные пигменты. Меланофоры представлены в виде мелких точек.
   Очень редкая фоновая окраска. Единственное, что удалось найти, только используя материалы форума, это мальки гуппи, полученные Сторожевым В.В., показанные на фото 18.
 
            Фото 18. Мальки гуппи белого фонового цвета.


 
Серебряный (двойной рецессив). Получены путем скрещивания гуппи имеющих фоновый цвет синий и золотой. Отсутствуют желтые и красные пигменты. Края чешуек имеют темную пигментацию.
   К сожалению автора, фотографий гуппи с серебряным фоновым цветом на форуме нет.

  
Кремовый (двойной рецессив). Получен путем скрещивания светлых и золотых гуппи. Кремовые гуппи имеют черные глаза независимо от того, есть ли у них черный пигмент или нет.
 
Фото 19. Гибрид светлой и золотой.

  
По данному фоновому цвету, Сторожев В.В. высказывает свое мнение: «По аналогии с женскими кремами (вряд ли есть крем с чёрными вкраплениями, а гибрид золотых со светлыми обязательно даст черноту по чешуйкам) сочетание розовых чешуек с жёлтой каймой в общем фоне будет более похоже на кремовый окрас, но это моё личное мнение. На самом деле может существовать много окрасок двойного рецессива, а если учесть ещё и разную степень неполного доминирования, то на порядки больше».
 
Фото 20. Гибрид розовой и светлой.

  
   Лимонный (рецессивная). Пигментация может полностью отсутствовать. Глаза темно-красные.
   Этот окрас был открыт в самом конце прошлого века, темно-красный цвет глаз виден только при направленном сильном свете под углом близким к 90 градусам, при обычном освещении глаза выглядят просто тёмными.
 
Фото 21. Гуппи лимонного фонового цвета.
 

Влияние фонового цвета на внешний вид гуппи
 

   Так как фоновый цвет просвечивает из-под покровной окраски, то и рыба одинаковой покровной, но разной фоновой выглядит по-разному. Ниже приведены фотографии гуппи, имеющих одинаковую покровную окраску, но разную фоновую.
   Для сравнения самцы с лимонной, золотой и серой фоновыми окрасками, но одинаковым покровным перламутром.
 
Фото 22. Самец гуппи с лимонной фоновой окраской.


 
Фото 23. Самец гуппи с золотой фоновой окраской.


 
Фото 24. Самец гуппи с серой фоновой окраской. По-разному выглядит перламутровая сетка в зависимости от фоновой.


 
Фото 25. Золотая перламутровая сетка.

 
Фото 26. Розовая перламутровая сетка.
   
   Пример неполного доминирования одного фонового цвета над другим можно рассмотреть на примере гуппи с покровным окрасом панды. У панды не полное доминирование серого фона над розовым. Как при любом не полном доминировании происходит расщепление в потомстве. Самки и самцы расщепляются на 3 вида по фоновой, а покровная одна. По этой причине окрас самцов имеет три ярко выраженных вида.

1. Фоновая розовая - рыба имеет яркие светящиеся голову и бока, но предхвостье и хвост сильно осветлены розовым.

2. Фоновая серая - рыба имеет только светлую мордочку, но темные бока, тело и хвост.

3. Фоновая гибридная (не полное доминирование серой над розовой) - самый хороший окрас, ярко окрашены все части рыбы.
 
Фото 27. Фоновая розовая.

 
Фото 28. Фоновая серая.

 
 
Фото 29. Фоновая гибридная.

  
Из фото 27 – 29 видно, что во всех вариантах у самцов гуппи панды покровная оттеняется фоновой. Наиболее яркие по окраске панды будут только при гибридной фоновой (но при этом надо учитывать, что рыба гетерозиготная по этому признаку и в последующем поколении произойдет расщепление по фону).  
 
Фоновый цвет, как объект селекционной работы 

   Фоновый цвет является наследственным видом изменчивости. Наследственная изменчивость подразделяется на мутационную и комбинативную. Первопричиной мутационной изменчивости являются мутации, когда меняется генотип организма, т.е. появляются основные фоновые окрасы. Изменчивость, вызываемая расщеплением и перекомбинацией мутаций, и обусловленная тем, что гены существуют в разных аллельных состояниях, называют комбинативной. Сами гены при этом не меняются, но их новое сочетание приводят к появлению новых окрасов с новым фенотипом – появление окрасов двойного рецессива. Гены (сколько их, никто не знает) отвечающие за фоновый цвет расположены в аутосомах, по этому определяют фоновый окрас доминантные гены самца или самки (в зависимости от того, у кого в аутосоме находятся эти доминантные гены). Возможно и не полное доминирование, и тогда появляются всевозможные гибридные фоновые цвета, которые в отличие от известных ныне, в чистоте не существуют.
   Двойной рецессив не может быть чистым, он всегда гибриден, например, скрестив два рецессивных фоновых цвета, а все они являются рецессивными к серому, можно получить двойной рецессивный фоновый цвет, отличающийся от существующих цветов, но это будет гибридный окрас и при дальнейшем скрещивании между собой он расщепится на исходные чистые окрасы и на гибридную окраску двойного рецессива и так до бесконечности.
   По материалам форума не видно, проводит ли кто-нибудь в настоящее время целенаправленную работу по определению возможного влияния и степени этого влияния одного фонового цвета на другой. Но отдельные наблюдения есть. Вот, что удалось на настоящий момент времени выделить из имеющейся информации.
   По результатам практической работы Сторожева В.В. и Сергея (г. Владивосток) выявлено, что при кресте альбиноса с гуппи светлого фонового цвета потомство получается серым. Происходит это, вследствие того, что у альбиноса геном альбинизма подавлена способность синтезировать меланин, а при скрещивании со светлым фоном ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену светлого фона. В свою очередь ген серого цвета, освободившийся от влияния гена альбинизма, доминирует над светлым фоном. В результате такой трехходовой (а возможно и более ходовой) комбинации появляется первое поколение серого фона. В последующих поколениях идет расщепление по фоновому цвету в соответствии с известными законами.
   Так же есть наблюдение высказанное Ю.В. Духановым. «Слабыми хвостами грешат гуппи, имеющие светлый фоновый цвет. Красные (алые) гуппи светлого фона имеют тонкие хвостовые плавники, по сравнения с красными (алыми) гуппи серого фонового цвета. Видимо рецессивная фоновая окраска влияет и на характеристики плавников. И в этом случае не столько на размер, сколько на его плотность. Возможно, этот факт подтверждается не только у гуппи с выше указанной фоновой окраской, но и у всех остальных рецессивных фонов». 
 
 Заключение 

   Еще раз хочется повториться, что данный обзор подготовлен благодаря материалам Сторожева В.В., изложенным на форуме сайта секции «Гуппи России» и предназначен для получения первоначального представления о внешнем виде гуппи с разным фоновым окрасом. Но все же по результатам проведенной работы хочется сделать выводы.

1. Информации по работе с фоновым цветом гуппи очень мало. Скорее всего, это из-за ограниченности имеющихся форм. Наибольшее распространение получили серый фоновый цвет и альбиносы.

2. Фоновый цвет гуппи является таким же наследственным видом изменчивости, как и покровная окраска, размер и форма плавников и т.д., т.е. подчиняется всем законам наследственности.

3. На настоящий момент документально означены десять фоновых цветов:
- доминантный – серый,- рецессивные – золотой, светлый, синий, розовый, альбинос, лимонный,- двойные рецессивные – белый, серебряный, кремовый.

4. Устойчивыми, нерасщепляющимися в последующих поколениях, являются серый и рецессивные фоновые цвета. Цвета двойного рецессива в последующих поколениях расщепляются на исходные формы, поэтому очень редки и сложны к удержанию.

5. Не известно существует ли серый фон в чистом виде, т.к. во всех источниках отмечено, что серый фон имеет зеленоватый, синеватый или оливковый оттенок. Возможно, эти оттенки являются неполным доминированием серого над зеленым, синим и оливковым фоном.

6. Но, не смотря на возможную малоизученность, и сложность в работе фоновый цвет является мощным инструментом в плане подчеркивания красоты гуппи и получения различных цветовых форм.